Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

11 августа 2020, Вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Вопросы управления проектом редевелопмента территории Започаинья обсудили в нижегородском Доме архитектора

Вопросы управления проектом редевелопмента территории Започаинья обсудили в нижегородском Доме архитектора

Круглый стол «Управление проектом редевелопмента территории Започаинья: почему это долгосрочный проект?» состоялся в нижегородском Доме архитектора 8 июля 2020 года. Встреча прошла в рамках цикла, посвящённого проекту сохранения и развития исторической территории Нижнего Новгорода — улицы Ильинской и прилегающих к ней кварталов.

Выставка, посвященная итогам почти годовой работы над данной концепцией, открылась в Доме архитектора в минувшую пятницу, 3 июля 2020 года. Экспозиция будет открыта до 17 июля. В этот период решено было провести серию дискуссий с профессиональным сообществом, представителями бизнеса и органов власти по различным аспектам проекта.

Дискуссия развернулась вокруг пяти вопросов:

· Зона ответственности власти в проекте.

· Обсуждаемые меры и способы государственной поддержки проекта.

· Основные этапы градостроительной подготовки.

· Охрана культурного наследия Започаинья.

· Создание нормативно-правовой базы и условий вхождения в проект для частного бизнеса.

Модератором состоявшегося разговора выступила министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова.

«Хочу рассказать, в какой правовой плоскости мы сегодня находимся, что предписывает нам действующий генеральный план в отношении территории, о чём говорят правила землепользования и застройки города и какие градостроительные решения были предложены в 2012 году проектом планировки центральной части города.

Генплан определяет в Започаиньи всего четыре вида функциональных зон. Типология зон — жилые, общественные, специализированные и рекреационные, с достаточно детальными параметрами и характеристиками. При этом генеральный план достаточно подробно зафиксировал поквартальное зонирование. Такое решение по «дроблению» территории подхвачено проектом центральной части. Он в свою очередь предусматривает в целом сохранение мелкодисперсной застройки на территории Започаинья с отдельными всплесками доминант в кварталах, граничащих с ул. Заломова и ул. Максима Горького, а также возможность повышения этажности объектов на внутриквартальном пространстве с сохранением уже сложившегося фронта основных исторических улиц.

Зонирование Правил 2018 года более укрупнённое и содержит преимущественно общественно-деловую и жилую функции.

На мой взгляд, это не совсем логично. Как мне кажется, генплан должен задавать укрупненное функциональное зонирование, а Правила — детализировать объемно-пространственные регламенты и задавать допустимые виды использования участков и объектов. Вот как раз в Правилах зонирование должно быть дробным, с установлением подзон для отдельных участков, поскольку плотная и сложная ткань исторической части города не должна регламентироваться шаблонно. Презентованная концепция развития исторической территории может стать обоснованием для внесения изменений в основные градостроительные документы города — генплан и ПЗЗ. Всех проблем это, конечно, не решит — генплан и ПЗЗ зонируют, назначают функцию, но есть ли в этих документах рецепт экономического роста и благосостояния для жителей конкретной территории?" - добавила Марина Ракова.

В границах Започаинья сейчас разработано восемь самостоятельных проектов планировки, которые реализуются на основании договоров о развитии застроенных территорий. Это локальные участки, которые, прежде всего, решают задачу по расселению ветхого и аварийного фондов.

«Учитывая, что в границах подготовки проекта сосредоточен клубок проблем и одновременно ценностей в отношении нашего наследия и угрозы его утраты, уникальность ландшафта и необходимость ухода за ним, деградация общественных пространств и пешеходных связей, отсутствие активностей и разнообразия сервисов, изношенная инфраструктура и необходимость модернизации улично-дорожной сети — все это стало толчком к комплексному осмыслению территории Започаинья и формулированию так необходимых нам мер поддержки со стороны федерального уровня.

Нами заявлена потребность в софинансировании четырёх видов работ: капитальный ремонт зданий (вне зависимости от формы собственности), благоустройство общественных пространств, реконструкция улично-дорожной сети и инженерной инфраструктуры" - отметила Марина Ракова.

Что касается работы с объектами культурного наследия, то тут может быть три пути:

· объединенная охранная зона;

· статус достопримечательного места;

· установка индивидуальных зон охраны.

«Все три варианта не могут подменять друг друга. Статус достопримечательного места никак не повлияет на зоны охраны. Признание этой территории досместом может быть отдельным этапом, но не способом решения вопроса градостроительного регулирования. На первом этапе могут быть применены сразу оба оставшихся варианта: объединенная охранная зона и индивидуальные зоны. Две трети объектов Започаинья уже находятся в зонах охраны других ОКН либо имеют свои», — рассказал руководитель управления госохраны ОКН Нижегородской области Григорий Меломед.

По мнению Марины Раковой, статус достопримечательного места, с одной стороны, защищает наследие, а с другой — может значительно затруднить процесс развития Ильинской, по крайней мере, многократно затянуть его. Поэтому целесообразно вернуться к этому вопросу после выполнения всех инфраструктурных задач.

Отвечая на вопрос государственного эксперта министерства культуры России Алексея Давыдова о методологии определения границ проектирования, Марина Ракова заметила, что в разработанной концепции даны градостроительные, планировочные границы Започаинья. «Разработка начиналась с улицы Ильинской и примыкающих к ней 15 кварталов. Но в процессе осмысления территории, ее проблематики и поиска решений мы пришли к необходимости расширения границы исследования. Не надо относится к ней как к границе достопримечательного места. Сейчас это просто рамки, определенные градостроителями для того, чтобы не упустить важные сущности этой территории», — заключила министр.

«Бизнесу сложно работать с памятниками — реставрация стоит дорого, оформление документации длится годами, и целая куча ограничений сказывается на бизнес-планировании. Ему проще уйти за город, в чистое поле. Такие проекты очень сложные. Для того, чтобы к ним подступаться, нужно понимать управленческую схему. Поэтому при проектировании мы учитывали иркутский, томский и красноярский опыт. Государство обычно входит в эти проекты одним рублём, 5−7 рублей приносит частник. Такова наша жизнь. Поэтому без частного бизнеса нам здесь делать нечего. Но государство должно вложить деньги в дороги, инженерию, благоустройство — ровно то, о чем говорила Марина Ракова», — заключил руководитель авторского коллектива проекта, главный инженер ООО «Ленгипрогор» Юрия Перелыгина,

Что касается механизма вхождения бизнеса в проект, то участники дискуссии сошлись во мнении, что пока законодательством не выработан единый подход к реализации таких комплексных решений. На старте проекта государственные вложения являются гарантом и содействуют в формировании привлекательного инвестиционного климата, повышая интерес частных партнеров. Но важным моментом остается проработка основных функций отдельных территорий Започаинья.

Напомним, что в Доме архитектора пройдёт ещё один круглый стол на тему: «Автомобилист, трамвай, пешеход: кто главный на Ильинке?». Этап обсуждения завершится расширенным заседанием Архитектурного совета Нижегородской области. Итоги дискуссий обязательно будут опубликованы и использованы авторами для дальнейшей работы над проектом.


Дата публикации

10 июля 2020, 13:33

Поделиться в соцсетях